Category: Физика

Физика (Оптика)

О курсе

В лекции № 1 рассмотрены явление оптического излучение (свет), его распространение и явления, наблюдаемые при взаимодействии света и вещества.
Представлены виды оптики: геометрическая, физическая и физиологическая. Рассказано об одном из основных элементов оптических приборов – линзе. Дано определение тонкой линзы, описаны ее основные характеристики. Основное свойство линз – способность давать изображения предметов, поэтому в лекции рассказывается о том, как строятся изображения в тонких линзах. Дан пример решения задачи на определение фокусного расстояния двояковыпуклой линзы в различных средах. Приведены некоторые виды оптических приборов, при конструировании которых использованы тонкие линзы, рассмотрено применение этих приборов.

В лекции № 2 рассмотрено взаимодействие света с веществом. Приведена классическая теория дисперсии в рамках рассмотрения явления дисперсии, а также параметры происходящего волнового процесса и явления поглощения и рассеяния света при прохождении через вещество. Рассмотрен пример решения задачи на определение коэффициента поглощение света веществом.

В лекции № 3 рассмотрено явление волновой оптики – дифракция света. Дано определение понятию «дифракция». Представлены виды дифракции в зависимости от условий прохождения света через препятствие. Сформулирован принцип Гюйгенса – Френеля. Рассмотрен метод зон Френеля, дающий методику расчёта амплитуды светового колебания в заданных точках пространства за препятствием на пути световой волны. Как пример применения метода рассмотрено решение задачи при дифракции на круглом отверстии.

В лекции № 4 рассмотрена поляризация света с элементами кристаллооптики. Дано определение понятию «поляризация», рассмотрены ее виды, пояснены необходимые термины. Приведены способы получения и анализа поляризованного света. Описана интерференция поляризованных световых волн (условия и схема наблюдения, применение). Поляризованные световые волны могут быть получены с помощью оптически анизотропных сред (в лекции описаны способы воздействия на материалы, в результате которых они становятся оптически анизотропными). Приведен пример решения задачи на применение ячейки Керра, описанной в лекции. Рассмотрены примеры применения оптически анизотропных сред.

Год подготовки курса: 2015

Направление подготовки: 03.03.02 «Физика», 14.03.02 «Ядерные физика и технологии», 20.03.01 «Техносферная безопасность», 05.03.06 «Экология и природопользование», 05.03.01 «Геология», 21.03.01 «Нефтегазовое дело», 21.03.02 «Землеустройство и кадастры», 15.03.01 «Машиностроение», 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств», 15.03.06 «Мехатроника и робототехника»

Лектор

Смекалина Татьяна Владимировна,
старший преподаватель

Немирович-Данченко Любовь Юрьевна,
старший преподаватель

Структура курса

Лекция 1. Корпускулярно-волновая природа света
Лекция 2. Взаимодействие света с веществом
Лекция 3. Дифракция света
Лекция 4. Поляризация света. Элементы кристаллооптики

Course rating: 3.5 stars.3.7 (3)